Turmush — 28-летняя Гулнара Торалыева из города Талас работает логопедом.
В 2019 году она окончила факультет психокоррекции по специальности «логопед» в университете имени И.Арабаева. После устроилась в реабилитационный центр «Теңир-Колдоо» в городе Талас. С тех пор работает логопедом.
«Причиной выбора этой профессии стало то, что младший брат страдает синдромом Дауна. В 2009 году привела его в этот реабилитационный центр, когда он только открылся. Каждый член нашей семьи пытался помочь. Со своей стороны, чтобы помощь брату, с 2016 года была волонтером в этом центре. В Таласе не было логопеда, поэтому мама возила брата в Бишкек на 2-3 месяца каждые полгода. Тогда решила, что стану логопедом, чтобы помогать детям. В открытии центра «Теңир-Колдоо» большой вклад внесли мои родители. Они объединились в этом с другими родителями. Они все бегали, чтобы реабилитационный центр открылся. Много специалистов приходили туда, работали немного и увольнялись, потому что заработная плата маленькая. Поэтому мы решили, что специалисты должны появиться среди нас же. В итоге кроме меня еще и моя старшая сестра выучилась на логопеда. Мне нравится эта профессия», - поделилась Торалыева.
Она отметила, что сейчас по большей части работает с детьми, которые страдают ментально, с психической стороны.
«Когда приходишь в эту профессию, то на личную жизнь меньше внимания обращаешь. Ведь днем работаешь с детьми, а вечерами разговариваешь с их родителями. Но, когда такие дети обучаются даже просто хлопать, то это уже маленькая победа. К тому же часто обращаются родители, дети которых поздно начинают говорить. Также обращаются родителей детей с аутизмом и синдромом Дауна», - рассказала Гулнара.
По ее мнению, с годовалого возраста дети должны уметь говорить слова, состоящие из 3 букв, и воспроизводить звуки, издаваемые животными, с 2-летнего возраста — говорить, что хотят пить и есть, а с 3-летнего возраста — создавать предложения, состоящие из более чем 3 слов.
«Сейчас дети начинают говорить поздно, потому что никто с ними не разговаривает, не задает вопросы, а просто включают им телефон или телевизор. Ребенок обычно показывает рукой то, что хочет, и ему дают это. А надо с ним активно взаимодействовать, играть, разговаривать, гулять. Если ребенок плохо разговаривает, то работу с этим надо начинать до 5 лет, а дальше процесс будет более сложным», - сказала Г.Торалыева.
Она поделилась случаем из своей практики:
«Привезли 3-летнего ребенка, который не разговаривал. К тому же у него были отклонения с психологической стороны. Его мать была очень обеспокоенной. Помимо того, что я работала с ребенком, его мать хорошо старалась дома и ребенок всего за 2 месяца вышел из прежнего состояния: он не мог сидеть на одном месте, не внимал речи взрослых. Еще через 2 месяца ребенок стал полноценно разговаривать. Такие моменты — самые лучшие в моей работе».
Логопед замужем, воспитывает сына и дочь.