Turmush — Вчера, 30 июля, аксакалу из села Токтоян Тюпского района Иссык-Кульской области Аскеру Муканбетову исполнилось 90 лет.
Его супруге Жазыйпе Мукамбетовой 87 лет. Они в браке на протяжении 70 лет.
У них 11 детей, 55 внуков, 59 правнуков и 3 праправнука.
Их дети живут в семи областях Кыргызстана и в России:
67-летний Орозакун — у него 3 детей и 5 внуков,
65-летняя Дарика — у неё 8 детей, 20 внуков и 3 правнука,
64-летний Молдакун — у него 4 дочерей и 14 внуков,
62-летняя Айнагул — у неё 3 детей и 6 внуков,
59-летняя Бактыгул — у неё 5 детей и 3 внука,
56-летний Жаңыбек — у него 5 детей и 6 внуков,
54-летний Майрамкул — у него 6 детей и 1 внук,
51-летняя Венера — у нее 5 детей и 2 внука,
49-летняя Дамира — у неё 5 детей и 2 внука,
45-летняя Назира — у неё 3 детей,
43-летняя Жаркын — у неё 5 детей.
Аскер ата отметил, что был единственным ребенком в семье.
«Отец умер, когда мне было 2 года. Тогда бабушка по отцовской линии взяла меня к себе на воспитание. Возможно, она посчитала, что моя мать еще молодая и сможет построить семью с другим человеком», - сказал он.
Аксакал рассказал, как едва не умер, когда вез невесту к себе в дом:
«Бабушка добилась того, чтобы меня не забирали в армию. Отучился на 7-месячных курсах бухгалтера. Она была по-своему влиятельным человеком. Бабушка поговорила с чиновниками повыше и устроила меня бухгалтером в колхоз Токтоян. В колхозе было 2 загона овец и один табун лошадей. Башкармой был отец нынешнего главы айыл окмоту К.Кайыкова — Жазыбай Кайыков. Стал называть свою «чоң эне» (бабушку) «эне» (матерью).
В один день она попросила скакуна башкармы и дала мне. Сама оседлала другую лошадь и мы поехали в село Шахта-Жыргалан. Это была поздняя весна. Быстро добрались. Если бы «эне» сказала раньше, то не поехал бы. Оказывается, мы приехал в дом к будущему моему тестю. Был ли он родственником бабушки, так и не знаю до сих пор. Мы разгрузили то, что привезли с собой. Бабушка начала говорить, а я засмущался и стал выходить, но она остановила меня. К этому времени к нам подошла темненькая девушка. Подумал, что она еще слишком юная. Бабушка говорила, а другие только кивали головой. В итоге получили «бата» (благословение) от моих будущих тестя и тещи, а их дочь решили увезти позже.
На самом деле при первой встрече Жазыйпа была маленькой девочкой. По дороге назад ляпнул: «Будем еще содержать эту девчонку, пока она не вырастет?!». В ответ получил удар камчой от бабушки. Она была очень строгой. «Эне» сказала: «Раньше девочек ударяли тебетеем и если она не падала, то её выдавали замуж. А твоей невесте исполнится уже 17 лет. Живите после женитьбы хорошо, чтобы не было всяких слов». Мы проводили работы по сбору урожая и к тому же бабушка заболела, поэтому не смогли привезти Жазыйпу в то время, когда запланировали.
В один день она позвала меня и сказала: «Ты планируешь жениться? Не ты стараешься, а я бегаю. Если окружающие узнают об этом, то что они скажут?». Она, видимо, поговорила с башкармой. Он дал мне своего скакуна. Приехал в дом к тестю. Невеста моя была дома одна. Мне показалось, что она подросла. Может просто, потому что видел её уже не в первый раз. Сказал: «Ну, что поехали». Она ответила: «Куда?». Думал, что Жазыйпа еще маленькая, но она мне устроила, конечно... Её родители уехали в село Боз-Учук. Старался побыстрее увезти её, пока они не приехали. Хотел украсть её, но если бы она начала кричать, то все в округе сбежались бы. В итоге мы договорились. Как научила «эне» накинул платок на невесту. Она в ответ вздохнула. Проявил заботу, сказав: «Оденься потеплее. Будет холодно, а дорога длинная». Написал записку: «Не ищите свою дочь. Я увез её в Токтоян». Посадил Жазыйпу на скакуна и мы поехали. Когда добрались до местности Чалкак, перед нами вышла стая волков. Первая моя мысль: «Приехал, чтобы встретить смерть, а не жениться». Сказал Жазыйпе, чтобы крепко держалась и направил скакуна в сторону родного села. Он изо всех сил пустился вскачь, пробираясь через глубокий снег. Волки пытались догнать, но нам удалось скрыться от них. Но если бы не глубокий снег, то они, возможно, догнали бы нас.
Когда приехали в мой дом, то сразу уснули. Ночью Жазыйпа была рядом с моей бабушкой. На следующий день, 5 декабря 1954 молдоке Эгемберди сделал нам «нике» (мусульманский обряд бракосочетания). С тех пор мы вместе. В этом году будет 70 лет».