Turmush — Смартфон, компьютер, электронные книги, ноутбуки, планшеты, игровые консоли — в целом называемые гаджетами, конечно же, облегчают человеку жизнь, но не должны заменять реальную жизнь.
Об этом в беседе с корреспондентом Turmush сказала учитель начальных классов с 16-летным опытом Валентина Ковальчук.
По ее словам, погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального, перестает интересоваться окружающим миром, другими словами - аутизируется.
Особенно уязвимы в этом отношении дети и подростки, что вполне понятно: они еще не сформировались как личности и легко поддаются влияниям.
Ковальчук Валентина Викторовна родилась 11 января 1981 года в селе Теплоключенка Ак-Суйского района Иссык-Кульской области. В 1987 году пошла в 1 класс в среднюю школу имени Кирова села Теплоключенка, которую окончила 1996 году. В том же году поступила в Каракольское педагогическое училище, которое закончила в 2000 году по специальности «учитель начальных классов». В 2000 году поступила в Московский институт предпринимательства и права на очное отделение. В 2005 году окончила его по специальности «гражданское право, правоведение». Была присвоена степень бакалавра . В 2005 году вышла замуж и тогда же началась трудовая деятельность. В 2011 году родила сына. В настоящее время работает учителем начальных классов в школе-гимназии №11 в городе Каракол.
- Расскажите в настоящее время какие проблемы существуют с зависимостью детей от телефонов, интернет-игр и гаджетов в целом?
В последние годы все больше родителей сетуют на то, что их чада слишком много времени проводят за компьютером и телефоном, пренебрегая уроками, чтением книг, рисованием, посещением кружков и общением с друзьями. Такое общение ребят ограничивается лишь тем, что они часами нажимают на кнопки, перебрасываясь только короткими восклицаниями типа: «Ах, ты так? А я тебе так!.. Ты куда? Получай! У, блин, промазал!». Особенно волнуются мамы, что совершенно понятно. Не разделяя чисто мужского преклонения перед техническим прогрессом, они склонны обращать внимание на морально-этическую сторону новейших достижений. Компьютерные игры буквально нашпигованы всякой нечистью: монстрами, скелетами, привидениями, киборгами, злобными орками, людоедами… Ну, а дети под предлогом борьбы со злом настраиваются, программируются на садизм. Неудивительно, что многие дети, насытив свою фантазию этими страшными образами, начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться одни в комнате. Навязчивый страх темноты, смерти, одиночества и прочего характерен не только для маленьких детей, но и для подростков, увлекающихся компьютерными играми.
- Детей часто не оторвать от экрана. Если бы им было по-настоящему страшно, они бы не стремились к подобным играм?
Страшное не только пугает. Оно еще и завораживает. Особенно, когда происходит не с тобой, а с кем-то другим. Воспитательный эффект от подавляющего большинства компьютерных игр, мягко говоря, сомнителен, ибо их смысл почти всегда сводится к убийству. А где-то ребенка могут заодно приобщить и к реалиям уголовного мира. Наверное (даже наверняка), взрослым, сочиняющим подобные трюки, все это кажется забавной шуткой. Но родителям ребят, напитавшихся психологией таких компьютерных игр, не до шуток.
Настольные игры уже у ребят не в чести. Многим детям, сызмальства привыкшим к острым, захватывающим ощущениям, которые предоставляет компьютер, они кажутся чересчур пресными. А уж про ролевые игры, когда ребенок спонтанно разыгрывает целые импровизированные спектакли, и говорить нечего. Это теперь «кино не для всех». У большинства детей не хватает фантазии. Но даже те, кто играют, обычно разыгрывают банальные сцены, до боли напоминающие эпизоды компьютерных игр. Их фантазия не идет дальше разнообразных видов магии и физического уничтожения противника.
И потом, когда дети просто гоняются друг за другом с пластмассовыми пистолетами, крича «Падай! Я тебя убил!», это, согласитесь, мало похоже на настоящую войну. В компьютерных же играх все очень натуралистично. Там реализм – одна из главных приманок. В описании новых игр специально подчеркивается, что новый вариант еще реалистичнее предыдущего. Лужи крови, мозги на стенах, оторванные головы – все это изображается ярко и красочно. И сцены насилия прочно застревают в подсознании ребенка.
«Невероятная по красоте графика. Кругом лишь трупы, кровавые ошметки плоти и лужи крови… За стенами слышатся жуткие вопли и звуки отрываемых рук и ног. Разряды электричества, хлюпанье крови, рев монстра и скрежет когтей. Дверь открывается и… нам в лицо радостно летит оторванная нога, демонстрируя свои незаурядные аэродинамические свойства», – описывают игры.
Многие дети изо дня в день насыщаются таким «питательным бульоном».
- Гаджетозависимость – новый вид зависимости?
Зависимость от компьютеров, смартфонов и прочих устройств коммуникации в последнее время стала одной из самых актуальных тем. Считается, что подвержены этой зависимости в большей степени подростки и молодежь, однако последние исследования показывают, что, по крайней мере, треть детей начинают пользоваться гаджетами уже в грудном возрасте. Сам термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 году, когда развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп. Психологи называют компьютерную зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алко- и наркозависимость. Она погружает ребенка в вымышленный мир, заставляет поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится невозможно нормально существовать в реальном мире. Чаще всего зависимость встречается у детей 12-16 лет с сильно завышенной или заниженной самооценкой.
Вот и растут наши дети практически с пеленок физически ослабленными, боящимися реальной жизни. Притязания у них завышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемого результата, маловат. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело до конца и зачастую именно поэтому плохо учатся, не любят читать, не проявляют интереса к творчеству.
Да, конечно, демонизировать компьютер не стоит. Но и думать, что это просто удобный инструмент, ничем принципиально не отличающийся от других инструментов (скажем, молотка), тоже не следует. Никакой молоток не выдаст таких красочных, завлекательных образов, не вступит в интерактивное общение, не окажет гипнотического эффекта, не сможет программировать поведение человека.
- Хватит ли родительского влияния на ребенка, чтобы не допустить такого поворота событий? И кому потом предъявлять претензии?
А разговоры про неотвратимость прогресса, которыми часто усыпляют себя современные люди… Неужели в жертву этому идолу нужно приносить все? Даже психику и здоровье собственных детей? Конечно, бывает, что без компьютера в доме не обойтись: он требуется взрослым для работы. Но не секрет, что родители нередко покупают «умный ящик» (телефон и компьютер) не для себя, а в подарок ребенку, то есть исключительно для игр. А потом сетуют, что им трудно ограничить чадо в пользовании его собственной вещью. Но ведь это и так понятно. Разумнее не создавать ситуации, из которой потом будет сложно выпутаться. Лучше с самого начала расставить нужные акценты.
- Советы родителям
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для ребенка и родителей.
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей.
Справка:
Аутизация - изменение психики в сторону замкнутости, снижения потребности в общении, ухода от реальности в мир собственных переживаний.