Turmush — Факты семейного насилия относятся к категории случаев, связанных с причинением легкого и менее тяжкого вреда здоровью, которые согласно уголовному законодательству страны являются делами частно-публичного обвинения.
Материал подготовлен в рамках проекта общественного фонда «Открытая линия» «Инновационные медиа при освещении вопросов гендерного насилия» при поддержке ПРООН.
Дела данной категории возбуждаются по заявлению потерпевшего и прекращаются за примирением сторон, что ведет к отказу в возбуждении уголовного дела. За последние 15 лет правоохранительными органами республики было отказано в возбуждении уголовных дел по 21 тыс. 530 фактам насилия в отношении женщин.
Работа по фактам насилия в семье в том числе осложнена отсутствием необходимых условий предоставления помощи пострадавшим и соответствующих услуг.
По утверждению представителей городских отделов охраны общественного порядка и безопасности, участковый милиционер в день может сталкиваться с несколькими подобными случаями.
Сверх основных обязанностей им нередко приходится брать на себя решение вопросов по оказанию психологической, медицинской и социальной помощи пострадавшим. Как правило, у каждого городского участкового, обслуживающего территорию с населением 4000-6000 человек, на учете состоят десятки лиц, виновников систематического насилия в семье, в результате которого страдает не один человек.
Насилие в семье сопряжено с нарушением целого комплекса прав человека - право на жизнь, право на физическую и половую неприкосновенность, право на безопасность, право на справедливое правосудие, право не подвергаться пыткам и истязаниям, право на собственность и экономическую независимость, право на частную жизнь, право на семейную жизнь, право на жилище и еду, образование, здоровье и медицинскую помощь, не дискриминацию, право на работу, свободу от предубеждений, право на общение с детьми, право на доступную правовую помощь и др.
По оценкам экспертов проекта, в Кыргызстане ключевыми проблемами нарушения прав человека в случаях насилия в семье являются:
- доступ к правосудию - отсутствие гендерно-чувствительного подхода, недостаток ресурсов и потенциала в правоохранительных органах для работы со случаями семейного насилия;
- защита пострадавших - неустойчивость (финансовая, институциональная) существующей системы предоставления помощи пострадавшим, включая отсутствие государственной поддержки общественных кризисных центров и убежищ.
Представляется, что решению обозначенных проблем будет способствовать внесение изменений в политику в рамках последующих направлений:
- создание специализированных отделов/функций милиции, обеспеченных ресурсами и потенциалом для компетентного, чувствительного по отношению к пострадавшим, реагирования на случаи насилия в семье;
- предоставление государственной поддержки и обеспечение устойчивости кризисных центров и убежищ для пострадавших.
Разработка и реализация политики в данном направлении является частью международных и национальных обязательств Кыргызстана.