Turmush — Расположенное в городе Ош здание так называемого представительства алайской царицы Курманжан датка нуждается в охране. На протяжении 8 лет здание находится без должного вниманием со стороны государственных органов.
Здание, расположенное по улице Кызыл-Аскер, было построено более 150 лет назад и предполагается, что в нем располагалась контора алайской царицы. Здание Курманжан датка получила после смерти Алымбек датка.
Алайская царица изменила свое отношение к российской политике после решительного вмешательства российских войск в кокандские дела. Она перестала препятствовать своему старшему сыну Абдуллабеку, желавшему стать одним из активнейших союзников «кыргызского Пугачева» - лже-Пулатхана. Сыновья Курманжан-датки открыто выступали против российских войск. После поражение при Янги- Арыке сыновья скрылись в Афганистане. После известия о поражении на Янги-Арыке Алайская царица со своим народом бежала в Кашгар. Кашгарцы ограбили их на границе и не пустили в пределы государства Якубхана. После этого Курманжан Датка в сопровождение своего сына Камчибека и племянника Мирза-Паяса была вынуждена вернуться назад. Под местечком Бордаба на нее вышли джигиты Джантаева, которые передали ее казакам князя Витгенштейна, а тот уже доставил ее к Скобелеву. После этих событий объекты в Алае и Оше были разрушены.В 1876 году после встречи Курманжан Датки и генерала М.Д. Скобелева Алайская правительница стала проводником политики царизма. Чтобы уберечь свой народ от кровопролития, датка официально объявила о присоединении алайских кыргызов к России.
В трудное время Курманжан датка решила продать построенное здание своей сподвижнице, женщине по имени Зейнеп, которая шила ей одежду. По некоторым данным, здание было продано за один большой казан с золотом. Сейчас в этом здании проживают потомки Зейнеп апа.
Как рассказала в комментарии Turmush потомок Курманжан-датки — Патилла Жусуева, с целью сохранить объект исторического наследия она неоднократно обращалась в Министерство культуры, мэрию города Ош, полномочное представительство правительства в Ошской области. Но по сегодняшний день никто не отреагировал на эти письма и объект продолжает находится без должной охраны.
«Алымбек датка построил большое медресе неподалеку от моста рядом с центральным рынком города Ош. Он был человеком просветителем, который ежегодно обучал 120 человек, обеспечивал их питанием, одеждой. По улице Кызыл-Аскер (дом №5) Алымбек датка построил себе помещение, состоящее из двух комнат и площадки. На потолках в помещениях можно найти надписи на фарси. Об этом мне рассказывал Салижан — сын Пазылжана, являющегося внуков Зейнеп апа. В 2010 году во время строительства фонтана Алымбек датка потомок Пазылжан поведал нам эту историю. Тогда он мне сказал: «Патиллахан, есть у меня своего рода клад. Хотел бы избавиться от долга, который так и не смог вернуть. Есть здание, построенное Алымбек датка. Давай я тебе покажу это здание. Хотите, откроете там музей, можете что-то другое открыть». Удивившись, спросила, как так получилось, что здание Алымбек датка находилось в их распоряжении. На то мне ответили, что ранее в этом здании располагался своего рода офис Алымбек датка, а после его смерти его использовала Курманжан датка. По словам Салижана, несмотря на разницу в возрасте, его бабушка Зейнеп и Курманжан датка были хорошими подругами. Зейнеп апа вышивала одежду для алайской царицы. Когда Абдылдабек выступил против войск русской империи, а после поражение был вынужден бежать в Афганистан, все объекты семьи в Алае и Оше были сожжены, в том числе и «ордо» [ханская ставка]. Тогда алайская царица испытывала трудности, в связи с чем решила продать часть земель [сейчас это земли от аэропорта и до местности Кырк-Арык] своим сподвижникам, в том числе продала это здание Зейнеп апа за большой казан с золотом. Но у Зейнеп апа не было сына и она решила оставить наследство внуку Пазылжану — сыну дочери. В свое время Зейнеп имела большие швейных цеха и была богатой женщиной, - рассказывает Патилла Жусуева.
После встречи с Салижаном и такого известия, как вспоминает Патилла апа, она сразу же отправила дочь по указанному адресу. «В то время болела и не удалось самой воочию увидеть, что это был за объект. Вскоре по государственным каналам показали передачу об этом здании. С целью сохранения объекта исторического наследия 3-4 раза писала письма в Министерство культуры. Они спускали письма в область, в областной администрации мне сообщили, что этим вопросом должна заниматься мэрия и отправили к главе муниципалитета Айтмамату Кадырбаеву. В течение 4 лет бегала по этому вопросу, но ничего решить так и не удалось. В этом году решила обратиться к директору Национального историко-археологического музейного комплекса «Сулайман-Тоо» Султану Абракманову. Он сразу же выехал на место и ознакомился с состоянием объекта», - проинформировала Патилла апа.
В свою очередь С.Абдракманов рассказал, что после поступившего сообщения вместе со своим заместителем по научной работе они побывали в доме и провели видеосъемку. Владелицей этого здания в настоящее время является 85-летняя Пашахан апа. Она проживает в доме вместе со своим сыном Бактияром. По словам женщины, в этом доме проживал ее дедушка Ысмайыл ажы. По некоторым данным, эта земля ранее принадлежала Курманжан-датке. Но какое бы здание не было, оно представляет для нас историю. Наша обязанность сохранить объект и передать его в наследие следующему поколению. Свой вклад в сохранение исторического наследия может внести каждый гражданин, для этого нужно лишь желание», - говорит С.Абдракманов.
Внуку Зейнеп апа — Жоробаю Рахманжанову уже 90 лет. По его словам, на этом участке раньше было поле. Дом он строил вместе со своим отцом Рахманжан ажы. «Дом строили вместе с отцом и братом, когда я был маленьким. Зейнеп апа — моя бабушка [чон эне]. Но о ее отношениях с Курманжан-даткой мне ничего неизвестно», - рассказал он.
Как говорит сын владелицы дома Пашахан апа — Бактыяр Рахманжанов, если бы это здание на самом деле было офисом Курманжан-датки, то они бы одними из первых заявили об этом. «Помню, как девять лет назад, я только женился, приехал наш родственник по имени Салижан и рассказал о том, что дом, в котором мы проживаем, якобы был принадлежал Курманжан-датке. Тогда в доме проживала только мама. Он был пьющим человеком и, возможно, чтобы выбить деньги на очередную порцию алкоголя, решил рассказать эту выдуманную историю. Нас в семье 11 братьев и сестер. Мои сестры — образованные люди. Если бы наш дом имел историческое наследие, то мы бы одними из первых об этом заявили. Нам тоже не безразлична история», - говорит Б.Рахманжанов.