Turmush — Одной из самых известных кыргызских традиций является «Кыз узатуу».
В селе Орто-Боз Баткенского района 26 сентября 2016 года прошла свадьба молодоженов Бахабидин уулу Исамидина и Азизы Сатиевой.
«Калың» (выкуп невесты) за Азизу составил 120 тыс. сомов.
Молодожены отметили, сейчас по Баткенской области практически нет случаев кражи невест, в основном при женитьбе сторона жениха приходит в дом к невесте и надевает сережки, тем самым сватая ее. Там же родители с обеих сторон договариваются о дате свадьбы.
По Баткенской области средний размер выкупа составляет 120-150 тыс. сомов. Кроме того, сторона жениха дарит родным невесты 8 голов овец, 100-150 кг хлопка, 30-50 кг риса, 10 коробок различных видов конфет, 20 литров растительного масла и 1 тыс. штук лепешек.
60-летняя Салма Мыйзамова, поженившая своего сына в ноябре 2016 года, рассказала о том, как проходит «кыз узатуу» в Баткене.
Как сказала она, «күйөө бала» (зять) по приезду к дому невесты не выходит из машины. В это время «жеңелер» (жены старших братьев и других родственников) невесты должны постелить ковер у машины. При них должны быть две корзины, в которых обязательно должны находиться коньяк, шампанское, сигареты и спички. Если жениху и его друзьям понравились ковер и корзина с содержащимся внутри, то жених выходит из машины. Когда это происходит, «жеңелер» смазывают рот жениха топленным маслом и только потом заводят в дом. Пока жениху смазывают рот, его друзья закрывают ему уши. Это связано с тем, что если в этот момент одна из «жеңе» успевает дернуть жениха за ухо, то он должен будет ей одну голову домашней скотины. Затем, когда жених подходит к дверям дома невесты, «жеңелер» расстилают уже другой ковер и надевают на него новую одежду.
Входя в дом, «күйөө бала» и его друзья разуваются, но обувь берут с собой, потому что «жеңелер» могут спрятать ее, чтобы потом потребовать выкуп, размер которого составляет от 500 до 1 тыс. сомов. В доме в месте, где должен сидеть жених, стелят несколько «жер төшөк» и подкладывают 2 подушки, чтобы ему было максимально удобно. Пока «күйөө бала» сидит в доме, его друзья постоянно следят за тем, чтобы никто не смог подергать его за уши, так как «жеңелер», которые подходят к столу, чтобы провести церемонию мытья рук, могут сделать это. Также уши жениха, пока он в доме, могут подергать «балдыздар» (младшие сестры невесты). Если «балдыз» или «жеңе» сумеют дернуть жениха за ухо, то его друзья должны будут дать деньги.
Дасторкон (праздничный стол), который готовят специально для жениха, называется в Баткене «күйөөнөкөр». На таком столе обязательно должны стоять изюм, яйца и сладкий чай. Одна из «жеңе» невесты поливает воду на руки жениху и его друзьям, чтобы они помыли их перед трапезой.
После того, как жених и его кампания поедят, все оставшиеся на столе лакомства друзья должны забрать с собой, чтобы съесть уже после тоя в доме одного из них.
После того, как в доме разложили «күйөөнөкөр», «жеңелер» вносят «покчо» (тонкая ткань), в которой должна находиться следующая одежда для жениха: чапан (верхняя национальная одежда), калпак (национальный головной буор), кыйык (отрез ткани), мужская рубашка и селде (чалма). Но «покчо» не отдают жениху просто так, за это «жеңелер» просят выкуп. Друзья жениха дают некоторую сумму денег (по желанию) в качестве выкупа и передают «покчо» жениху. В среднем «жеңелер» получают более 5 тыс. сомов, которые потом делят между собой.
После этого «күйөө бала» вместе с друзьями заходит в комнату, где за «көшөгө» (занавес) сидит невеста. Здесь жениха и его друзей встречают подруги невесты, которые устраивают различные конкурсы. Там друзья жениха оставляют от 200 до 500 сомов.
Пройдя все испытания, наконец-то, «күйөө бала» открывает «көшөгө», дарит цветы своей невесте и вместе с друзьями выносит ее из комнаты.
Затем имам дает свое «бата» (благословение) и совершает «нике» (мусульманский обряд бракосочетания). Свидетелями на этом обряде выступают «жеңелер» невесты и друзья жениха.
После этого считается, что молодожены выпущены в самостоятельную супружескую жизнь.
Выйдя из дома жених, невеста и их друзья устраивают гулянья на машинах по различным местам. Затем они едут в кафе или ресторан, где пройдет основное празднество со всеми гостями.
Сейчас в Баткенской области стало модным проводить «үлпөт тои» (свадьбы) в кафе и ресторанах. В среднем на свадьбы приглашают 300-400 человек. Обычно празднество идет до 24:00, после чего самый старейший аксакал (дедушка либо бабушка) дают «бата» и прощаются с гостями.
После свадьбы для «жаңы келин» (новая невестка) вывешивают «көшөгө» в доме жениха, за которым она должна находится 3 дня. За это время в дом приходят соседи и дальние родственники, чтобы посмотреть на новоиспеченную невестку.
По теме: